Неточные совпадения
В одном из прежних писем я говорил о способе их действия: тут, как ни знай сердце человеческое, как ни будь опытен, а трудно действовать по обыкновенным законам ума и логики там, где нет ключа к миросозерцанию,
нравственности и нравам
народа, как трудно разговаривать на его языке, не имея грамматики и лексикона.
— Народную
нравственность я вполне вам предоставляю, — прервал его губернатор, — утверждайте
народ в правилах благочестия и преданности, искореняйте из народной среды вредные обычаи, даже от пьянства воздерживайте…
Теперь скорее можно сказать обратное: именно то, что деятельность правительств с своими, отставшими от общего уровня
нравственности, жестокими приемами наказаний, тюрьм, каторг, виселиц, гильотин скорее содействует огрубению
народов, чем смягчению их, и потому скорее увеличению, чем уменьшению числа насильников.
И какой отрадный и благодарный труд представляется ему — «действовать на этот простой, восприимчивый, неиспорченный класс
народа, избавить его от бедности, дать довольство, передать им образование, которым, по счастью, я пользуюсь, исправить их пороки, порожденные невежеством и суеверием, развить их
нравственность, заставить полюбить добро…
Услышав, что мужики по большей части обручники и стекольщики и что они ходят по летам в Петербург и Москву, он очень справедливо заметил, что подобное имение, с одной стороны, спокойнее для хозяев, но зато менее выгодно, потому, что на чужой стороне
народ балуется и привыкает пить чай и что от этого убывает народонаселение и значительно портится
нравственность.
Одно только беспокоит несколько г. Жеребцова: то, что чем выше подниматься от
народа, тем
нравственность более слабеет.
При мысли об этом г. Жеребцов приходит даже в не свойственное ему раздражение и сначала поражает последние годы прошлого столетия, называя их злополучными (nefastes), затем говорит, что «напрасно Бурбоны, по возвращении своем, хотели действовать с французами как с
народом, не совсем еще потерявшим чувства веры и благочестия, и что напрасно хотели вывести французов на дорогу
нравственности, бывшей для них противною»…
В монгольский период у нас сохранился «священный огонь любви к знаниям, вера и чистая
нравственность, а в
народах Европы господствовали невежество и неразвитость умственных способностей, нравственное унижение и готовность поддаться всякому, кто польстит грубым наклонностям» (том I, стр. 208).
Пускай вдумаются в смысл тех рассказов Библии, когда Бог, для целей религиозного строительства или для испытания веры, разрешал или даже повелевал деяния,
нравственности заведомо противоречившие: жертвоприношение единственного сына, кровавое истребление целых
народов, обман, воровство.
Но если иметь в виду не нравы, а
нравственность, то кто же решится утверждать, что «цивилизованные»
народы добрее и нравственнее нецивилизованных?
С первых же шагов этой новой деятельности Светлогуб встретил два неожиданных препятствия: одно в том, что большинство людей
народа не только было равнодушно к его проповедям, но почти презрительно смотрело на него. (Понимали его и сочувствовали ему только исключительные личности и часто люди сомнительной
нравственности.) Другое препятствие было со стороны правительства. Школа была запрещена ему, и у него и у близких ему людей были сделаны обыски и отобраны книги и бумаги.
В том извращенном виде, в котором христианское учение было предложено языческим
народам, оно представлялось им только как некоторое смягчение грубости понимания божества, как более высокое понимание назначения человека и требований
нравственности.